Развитие мелкой моторики

Вернёмся еще раз к артикуляцонному аппарату. К органам речи с полным правом можно отнести… кисть руки. Дело в том, что нейроны мозга, способствующие развитию мелкой моторики рук, тесно переплетены с нейронами, отвечающими за развитие речи. Поэтому, при развитии мелкой моторики, автоматически развивается речь. Психологи, логопеды, педагоги уделяют этому вопросу очень большое внимание.

Опираясь на исторический опыт человечества, мелкую моторику надо развивать с первых месяцев жизни ребенка. Для этого используем погремушки с «удобным» захватом, кубики, пирамиды, игры-развивалки, игрушки-сортеры шнуровки – все то, что малыш может брать, хватать, нанизывать, пробовать на зуб и т.д. С рождения можно делать лёгкий массаж пальчиков и кистей рук. Кстати, известная всем «сорока-ворона» – одно из первых и самых замечательных упражнений по развитию мелкой моторики.

Для деток 3-4 лет рекомендую такую игру. Проговариваем вместе стишок:

Дождик песенку поет: кап-кап-кап

Только кто его поймет: кап-кап-кап

Не поймем ни ты, ни я: кап-кап-кап

Но зато поймут цветы и зеленая трава: кап-кап-кап

 – при каждом «кап» поочередно прикасаемся указательным, средним, безымянным пальчиком и мизинцем к большому пальцу руки. Попробуйте – иногда это нелегко проделать даже взрослому, не говоря о ребенке. Помимо основного назначения, упражнение прекрасно развивает координацию, двигательную память и даже грамматические навыки.

Вспомним, что делали наши бабушки. Напевали, пестовали, гладили по голове, рассказывали сказки и истории своего рода, учили заплетать косы, возиться с тестом, пряжей, вышивать… Поэтому прогулки по парку, собирание желудей, шишек, каштанов и игры дома с этими природными материалами – все пойдет в копилку развития мелкой моторики, а значит – и речи.

Изготавливайте с детьми различные поделки: украшения, модели самолетов, новогодние игрушки… Совместное творчество сближает, развивает речь, умственные способности и креативность, поднимает самооценку, дарит массу удовольствия!

По мере роста ребенка добавляем пальчиковые игры и краски, пазлы, мозаику, конструкторы, песок. Лепим и рисуем вместе с малышом. Кроме речи при этом развиваются такие свойства сознания, как мышление, наблюдательность, зрительная память, воображение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *