Общее Недоразвитие Речи (ОНР) – это одно из самых сложных речевых расстройств, при котором нарушено формирование всех составляющих речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой стороне речи. Отличительными признаками ОНР являются:

  1. Позднее начало развития речи (к 4-м годам)
  2. Скудный словарный запас
  3. Дефекты произношения (нарушены практически все группы звуков – свистящие, шипящие, сонорные)

Если развитие речи ребенка находится в норме, то к 5-ти годам он свободно пользуется разговорной речью, разными вариантами построения сложных предложений. Это значит ребенок может свободно выразить свою мысль:

  • задать вопрос,
  • ответить на вопрос,
  • попросить то, что он хочет,
  • рассказать о каком-либо событии.

5-летний малыш имеет неплохой словарный запас, владеет навыками словообразования и словоизменения. Именно к этому возрасту окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу. У всех детей с ОНР всегда отмечается: нарушение звукопроизношения (дислалия), недоразвитие фонематического слуха (ФФН), выраженное отставание словарного запаса и грамматического строя речи (не может правильно построить предложение).

Уровни ОНР

  • 1й уровень ОНР можно определить по отсутствию речи. Общается ребенок главным образом, лепетными словами, подкрепляет свои высказывания мимикой и жестами. Использует однословные предложения. Речь 5-летнего ребенка в этом случае напоминает речь 1,5-2-летнего малыша.
  • 2й уровень ОНР знаменуется тем, что, кроме жестов и лепетных слов появляются, хотя и искаженные, но постоянно общеупотребительные слова. «Земю опает дозь» (на землю капает дождь) – это речь ребенка с Общим Недоразвитием речи в 5 лет.
  • 3й уровень ОНР характеризуется наличием очень бедной фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети идут на контакт только если рядом находятся члены семьи или воспитатель, которому они доверяют. Ребенок испытывает большие сложности со свободным общением. Такие детки не употребляют предлоги и союзы, неправильно строят связь прилагательного и существительного.

Произношение у детей с 3м уровнем ОНР значительно отстает от возрастной нормы: у них наблюдаются все виды нарушений звукопроизношения (сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, дефекты озвончения и смягчения).

В первую очередь нужно учить таких деток понимать речь, развивать внимание и память. Важно строить простейшие предложения, развивать коммуникативную функцию – функцию общения. Например, на занятии по коррекции ОНР логопед учит малыша выделять звук «Ш» на фоне слова «машинка» и других слов. Они вместе вспоминают слова, в которых есть звук «Ш». Учатся составлять простые предложения с этими словами, задавать вопросы к этим предложениям. Таким образом, на одном занятии работа по коррекции речи осуществляется комплексно. Охватывается несколько сторон: звук, слово, предложение, увеличивается словарный запас ребенка.

Работа с детками, имеющими диагноз Общее Недоразвитие Речи занимает гораздо больше времени, чем с обычными «дислаликами», но, при совместном усилии логопеда и родителей, все нарушения успешно корректируются.

Общее недоразвитие речи