Сегодня ко мне обращаются мамы – 2х или 3х-летних малышей с одним и тем же вопросом:
– Почему мой ребенок плохо говорит (или не говорит вообще)? При этом соседская девочка такого же возраста декламирует стихи, рассказывает сказки, считает до 10 и т.д.). Елена Сергеевна, научите его разговаривать!
Во-первых, возрастные нормы развития речи довольно гибки и индивидуальны: один ребенок начинает изъясняться с года, другой молчит до 2-3 лет, накапливая пассивный словарный запас, а потом сразу выдает развернутые фразы.
Во-вторых, главная задача логопеда – исправлять нарушения речи. А нарушения речи выявляются только тогда, когда это речь сформирована, т.е. когда ребенок уже разговаривает. Консультация квалифицированного специалиста, безусловно, будет полезна в любом возрасте. Но эффективный курс логопедических занятий можно провести с ребенком не младше 4-4,5 лет. В этом возрасте ребенок говорит, его речь сформирована, а также он может сосредоточится и не придется тратить много времени на то, чтобы завладеть его вниманием.
– Мы видели по телевизору, как логопед занимается с маленькими детьми в детском доме, – часто говорят мне на это родители. Да, в специализированных учреждениях у логопеда есть такая обязанность. Но делает он это потому, что, увы, у этих деток нет мамы. Ее функцию частично и выполняет логопед: разговаривает с ребенком, разучивает с ним стишки, рассматривает картинки, и т.д. – формирует его речь.
Взрослые должны учить ребенка разговаривать! Развитие речи – такой же труд, как воспитание детей. Оно требует внимания и постоянного участия родителей, особенно мамы.
Речь – это «одежда мысли», она отражает уровень мышления человека. Язык напрямую связан с сознанием, эмоциональным интеллектом. Полноценное и своевременное речевое развитие происходит только при гармоничной работе правого (образное мышление и интуиция) и левого (рационально-логическое мышление) полушарий головного мозга. Этот процесс зависит от многих факторов, в том числе, от психологического климата, системы ценностей, способа общения с детьми, принятых в семье.
Разговаривать с ребенком необходимо с первой минуты его появления на свет. Для большинства – это абсолютно нормальный процесс, приносящий радость – говорить со своей крохой и слышать его лепет в ответ. Но некоторые современные мамы с удивлением переспрашивают – “Разговаривать? А о чем?”. В этом непонимании и кроется причина столь раннего обращения к логопеду-дефектологу. В следующих статьях я расскажу, о важности живой речи для органичного развития малыша.