ФФН – это нарушение формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем (звуков).

Фонематический слух формируется у большинства детей ближе к 5 годам. Не переживайте, мамочки, с обычным слухом это не связано.  Например, малыш в 4 года произносит слово «вампа», уверенный, что правильно сказал «лампа». Он не критичен к своей речи, не слышит дефектного произношения. Это – нормально! В логопедии такое нарушение иногда называют «возрастной физиологический дефект». Ребенок 5,5 лет отчетливо слышит неправильный звук. Он сам определяет: «я это сказать не могу, у меня не получается».

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи не является само по себе диагнозом, а только первопричиной различных речевых нарушений.

Например, в медицинской карте ребенка может быть написано: «Дислалия, обусловленная ФФН».

Проведем маленький ликбез:

Фонематический анализ и синтез – это умственные действия по анализу звуковой структуры слова.

Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по различию фонем (звуков) и установлению звуковой структуры слова.

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.