Дизартрия – это расстройство речи, обусловленное нарушением иннервации (нервного снабжения) речевого аппарата. Проще говоря – ребёнок не может совершать артикуляционные движения, в том объёме, который необходим для правильной речи.  Наиболее выраженным дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизношения, связанное с органическим поражением нервной системы.

Логопеды подразделяют степени развития дизартрии по принципу выраженности симптомов и внятности речи:

  • I степень – стертая дизартрия. В большинстве случаев симптомы данной степени дизартрии почти не заметны и обнаружить их может только логопед-дефектолог. Обычно данное нарушение выявляется у деток ближе к 5 годам. К симптомам стертой дизартрии относятся: неправильное произношение звуков и слогов, плохая дикция, невыразительная речь.
  • II степень дизартрии (типичная) – в этом случае речь все еще ясна для окружающих, но нарушения звукопроизношения хорошо заметны. Могут наблюдаться и искажения, и замены, и «проглатывания» звуков и слогов, страдает темп речи.
  • III степень (тяжелая) – речь явно нарушена, скомкана и понимает ее ограниченный круг людей, как правило только члены семьи.
  • IV степень – ярко выраженное нарушение речи – неспособность слушателей разобрать слова пациента или же речь отсутствует совсем.

Дизартрия, как правило, является следствием ДЦП (детского церебрального паралича).

Нарушение речи при дизартрии возникает вследствие поражения структур головного мозга, управляющих механизмом речи. Например, нарушение двигательных нервов речевого аппарата (языка, губ, щек, гортани и д. р.). Страдает не только артикуляция, но и правильное речевое дыхание.

Также, при дизартрии, нарушается произношение не только согласных, но и гласных звуков, проявляется повышенный мышечный тонус ротика ребенка. В некоторых случаях – мышечный тонус наоборот понижен, мышцы языка и губ вялые, может наблюдаться обильное слюноотделение.

Дизартрия – это тяжелое речевое расстройство, которое встречается не так часто. Коррекция дизартрии требует длительного времени. Молодые специалисты частенько путают его со сложной формой дислалии, которая исправляется гораздо быстрее.

Дизартрия. Тестовые упражнения:

Существует несколько простых тестовых упражнений для того, чтобы исключить данный диагноз:

  1. Улыбка-трубочка. Голова, челюсти и подбородок малыша неподвижны, а губы растягиваются в широкой улыбке и через секунду образуют трубочку, как будто он беззвучно произносит букву «У».
  2. Язычок показался – язычок спрятался. Малыш должен показывать и тут же прятать язык несколько раз подряд.
  3. Рыбка. Широко открываем и закрываем рот, губы не напрягаются и «шлепают» друг об друга.
  4. Часики. Ребенок высовывает кончик языка и касается им поочередно уголков рта, в быстром темпе, как маятник на часиках.

Если эти упражнения ребенок выполняет без видимых затруднений, то дизартрии скорее всего у него нет.

Если же Вы заметили:

  • асимметрию в работе лицевых мышц или рта (язык лучше двигается в определенную сторону, «трубочка» съезжает на бок, ассиметричная улыбка)
  • неспособность ребенка выполнить какое-либо из перечисленных упражнений,
  • необязательные синхронные движения других частей речевого аппарата (нижняя челюсть двигается вслед за языком),

следует показать ребенка логопеду и врачу – неврологу.  Основными способам выявления заболевания являются: ЭЭГ, электромиография, нейрография, МРТ головного мозга.  Логопед ставит диагноз исходя из истории развития речи, произношения, дыхания, артикуляции и многих других факторов.

Также, родителям детей с признаками дизартрии, необходимо уделять особое внимание артикуляционным упражнениям, упражнениям для укрепления речевого дыхания, развивать мелкую моторику рук и заняться общим укреплением здоровья ребенка.

дизартрия. лечение дизартрии